Строим лодку!

Хочу сразу предупредить, что настоящее повествование не является методичкой по тому как надо строить лодки. Более того, этот рассказ скорее про то, как их строить не стоит.
И так. Перейти к "крупным" формам и построить лодку у меня уже очень давно зудело. В проектах, планах и мечтах были самые различные варианты, от простенького чего-то такого напоминающего лодку, до океанских лайнеров и аваносцев с подводными лодками. Весь этот флот, несмотря на всю свою крутость, имел один фатальный недостаток - он не существовал. то есть что бы его построить необходимо его построить. А вот опыта в постройке таких размеров у меня не было. Да и обстоятельства не располагали.
Но летом 2011 года, когда я находился на даче на добровольной и самостоятельной реабилитации после увольнения с доставшей и (матерное слово) работы у меня мелькнула мысль - "А почему бы и нет? Когда как не сейчас?". Благо выправленные обстоятельства и статус беззаботного безработного способствовал реализации самых затаённых, страстных желаниев. Подумано-сделано. Чтобы не шокировать родных глобальностью замышляемого, всё проделано было молча и они были просто поставлены перед фактом начавшегося строительства.
Так как это был первый опыт постройки лодки, то решено было, соответственно, для начала построить что-нибудь простенькое. Выбор пал на фанерный четырёхметровый каяк, как на обладающий наименьшими размерами и вполне достаточный для для одного человека. Ориентировался я при выборе размеров на так называемые прогулочные каяки. Выбор в пользу каяка был так же обусловлен его килеватой формой корпуса. Имея некоторый опыт плавания на каноэ, я был совсем не в восторге от их плоского днища и высокого борта - на открытом пространстве выгрести на каноэ кроме как только туда, куда дует ветер, было весьма затруднительно. Хотя каноэ и красивы.
Другим фактором, оказавшим влияние на окончательное формирование проекта, было полное отсутствие опыта работы с фанерой в таком масштабе. Одно дело сколотить фанерный ящик, или выпилить шпангоут для модели, другое дело криволинейные очертания линий корпуса. Теоретически и практически, как можно узанть в Интернете, для постройки фанерного каяка, в подавляющем большинстве случаев, используется технология "сшей и склей". Учитывая свю полную неопытность в работе в таком масштабе, я решил использовать эту технологи лишь частично, а саму лодку строить по известной мне по моделям судов технологии с набором корпуса и обшивкой.
Окончательный проект, составленный за день и начерченый на, оказавшемся в наличии, листе милиметровки, представлял собой лодку с отвесными бортам и прямыми штевнями (для удлинения ватерлинии), длинной 4м и шириной 0.85м, наибольшей шириной смещённой немного к корме от середины, с килеватым днищем и почему-то с полубаком. Предполагалась так же возможность установки одной мачты и балансиров, нечто вроде как на аутригер-каное или филипинских лодках-банках. В итоге обводы получились довольно полными, больше из опасения за вероятную трудность работы с фанерной обшивкой при более криволинейных. Этот "чертёж" являлся единственным листом проектной документации, он же и рабочий чертёж.
Относительно материалов, из которыз седовало строить лодку у меня было затруднение. Каноничные материалы, такие как водостойкая фанера и стеклоткань с эпоксидкой в нужном количестве в округе отсутствовали, в чём я убедился за несколько предыдущих лет их поисков. Доставка же этих матриалов из тех мест, где они были, делала постройку лодки совсем ненормальной затеей даже для меня. Потому было решено строить из того, что есть в ближайших строительных магазинах.
Ниже приводиться список материалов и инструментов, употреблённых на постройку сего судна, по мере их приобретения:

Фанера М-ФК 4мм 4 листа 1320 руб.
Фанера М-ФК 18мм 1 лист 1120 руб.
Шило 1 шт. 70 руб.
Брус 3м 40х20мм 3шт, рейки 3м 10х30 8шт. +шурупы и уголки 430 руб.
Доставка 800 руб.
Клей ЭДП 280г 2уп. 290 руб.
Саморезы 51мм 10 руб.
Саморезы 21мм 26 руб.
Скобы для степлера 14мм 1уп. 65 руб.
Абразивные шлиф-е круги 1уп. на 10шт 80 руб.
Саморезы 41мм 6 руб.
Плёнка полиэтил-я 5м 300 руб.
Болты+гайки+шайбы 4+4+8 90руб.40коп.
Морилка "Орегон" 3 бут. 243 руб.
Стеклоткань Т23 и прокат-е ролики 10м+2ролика 1272 руб.
Кювета и валик для морилки 100 руб.
Клей ЭДП 280г 1уп. 131 руб.
Круг абраз-й шлиф-й 1уп. на 10шт. 80 руб.
Морилка "Орегон" 5 бут. 425 руб.
Клей ЭДП 280г 10 уп. 1310 руб.
Проволка для газ-й сварки 10 м 100 руб.
Бокорезы 1шт. 125 руб.
Перчатки 4 пары 114 руб.
Миска пластм-я 1.5л 1шт. 30 руб.
Лак яхтенный 1 банка 607 руб.
Кисти 3 шт. 100 руб.
Клей ЭДП 280г 7 уп. 917 руб.

ИТОГО: 10161руб.40коп.

В наличии были так же дрель, эл.лобзик, и ещё немного столярных инструментов. Но в основном пришлось работать эл.лобзиком и дрелью. Плюс карандаши, треугольники, линейка, рулетка и даже транспортир.
Я предполагал изначально, лодку проморить и покрыть лаком. В дальнейшем в ходе постройки случилась оказия в стольный град, где разжился отрезом стеклоткани.
В качестве стапеля использовались стальные двутавровые балки и швеллер, оставшиеся после реконструкции фундамента под домом. Удобно, но твёрдо - все ноги обколотил об их углы. Обе.
Ниже приводиться подневная роспись хода постройки. Начальная дата - один из понедельников июля, толи первый, толи второй. Но закончить я всё планировал за две недели, как раз к началу августа. Первоначальный темп и кажущаяся лёгкость задачи внушали уверенность в реальности этого срока.

пн 1 день Закупка материала
вт 2 день Расчерчивание шпангоутов. Фанера 18мм
ср 3 день Выпиливание шпангоутов
чт 4 день Изготовление киля из двух брусьев 20х40мм
пт 5 день Установка киля и шпангоутов на стапеле
сб 6 день Изготовление штевней из обрезков брусьев от киля. (не лучшее решение)
вс 7 день Установка штевней (для крепления шпангоутов и штевнй к килю использовал мет-е уголки и саморезы)
пн 8 день Начата установка днищевых стрингеров
вт 9 день Дождь, холодно, работ не ведётся
ср 10 день Острый приступ лени. В виду неизбежной тепловой смерти Вселенной, постройка лодки кажеться совершенно бессмысленной. Купил шурупы
чт 11 день Установка днищевых стрингеров. Обточка риля рубанком под килеватость днища
пт 12 день Гну рейки под бортовый стрингеры
сб-сб 7дней Работ не ведётся. Рейки гнуться
вс 13 день Примерка и подгонка на наборе корпуса бортовых стрингеров
пн 14 день Изготовление и подгонка верхних бортовых стрингеров
вт 15 день Изготовление стрингеров. Наращиваю их до требуемой длинны.
ср 16 день Склейка стрингеров, установка и подгонка их на место
чт 17 день Изготовление и установка брештуков между бортовыми стрингерами. Завершена черновая сборка набора корпуса
пт. 18 день Окончательная сборка набора корпуса на клею.
сб 19 день Шлифовка набора. Подготовка к обшивке
ср 20 день Черновая установка лстов обшивки днища
чт 21 день Утро и день дожди и грозы. Вообще при постройке лодки прогнозы на плохую погоду были абсолютно точными. Хоть бы раз не сбылся. Просверлил в первом и пятом шпангоутах отверстия под боты для крепления балансиров.
пт 22 день Начата установка листов бортовой обшивки
сб 23 день Работы не производились по причине дождей. Куплена морилка
вс 24 день Установлены вчерне листы бортовой обшивки
пн 25 день Начата установка палубы. С кормы.
вт 26 день Установка палубы
ср 27 день Установлена палуба. Шлифовка её. Приступил к установке полубака.
чт 28 день Установка палубы полубага. Работы прерваны дождём.
пт 29 день Сделал из плёнки навес от дождя над лодкой. Установил палубу полубака. Дожди - мелкая водяная пыль висящая в воздухе
сб 30 день Изготовил и установил бортик по бортам "кокпита"
вс 31 день Вырезал крепления под балансиры. Устанавливал подкрепленя под палубу. Сушка лодки намоченной местами ночным ливнем с ветром, сорвавшим навес над лодкой. Для сушки использовал тепловентилятор.
вт 32 день Устанавливал подкрепления под палубу. Обшивка установлена начисто.
ср 33 день Установка подкрплений под днище. Корпус покрыт морилкой
чт-ср 6 дней работы не производились.
ср 34 день Приобретено 10уп клея ЭДП. Начал сшивку бортов и днища.
чт 35 день Закончил шить. Начал проклеивать соединение изнутри. В качастве наполнителя использовал просеяные через сито опилки.
пт 36 день Конопачение и проклейка стыков в обшивке. Прервана дождём
сб 37 день Проклеил и проконопатил швы и стыки обшивки
вс 38 день Весь день дождь. Проконопатил стык палубы и борта
пн 39 день Оклеил днище стеклотканью. Борта покрыл эпоксидкой. (вышло так себе :( )
вт-пн 6 дней работ не производилось
вт 40 день Пролачил корпус лодки изнутри и палубу.
Через неделю выпал первый снег. Середина октября.

Отсутствие опыта в таком деле сказалось практически на всех этапах постройки. Если я рассчитывал построить лодку поначалу за две недели, то уже в конце описанного периода я стремился только довести лодку до состояния в котором она сможет пережить зиму и не превратиться в дрова.
Изначально оклейка стеклотканью не планировалась, но раз уж обзавёлся ей, то решил пустить её в дело. Тут тоже сказалось отсутствие опыта в работе такого масштаба. Изначально решил просто проклеить со стеклотканью швы в обшивке. Начал с киля. Нарезал полосок и начал клеить. Первая полоса легла хорошо. А затем разразилась катастрофа. При прокатке валиком приклеиваемой полосы, нитки стеклоткани зацепились за него и намотались. В итоге всё скомкалось и сбилось. Помучавшись кое-как доклеил киль. Стояла уже осень. Темнело рано и холодало. Для лучшей пропитки стеклоткани смолой использовал тепловентилятор. Работа из-за скомканой стеклоткани растянулась и заканчивал в сумерках. Вышло ужасно.
На следующий день всё приклееное я отодрал. Из-за пинижающейся температуры эпоксидка засыхает долго. Что ещё более растягивает работу. В итоге стеклотканью оклеил всё днище. Но, как ни старался местами плохо схватило. Много потраил эпоксидки и она стекала по бортам. На них образовались некрасивые потёки.
Да, кстати, фанерную обшивку крепил к набору при помощи саморезов и степлера - скобами для обшивки мебели. Последним рассчитывал заменить заколачивание гвоздей. Выступающее над полубаком продолжение форштевня, оказалось весьма удобным приманипулировании- лодкой.
Вот такой получился конгломерат технологий и ошибок, а не лодка. Опять-таки из-за отсутсвия опыта она вышла больше, чем я рассчитывал. Хотя, тем не менее, думаю, что она не утопнет при первом же знакомстве с водой. Впрочем, ничего не имею против, если её за время зимовки украдут. Я тогда построю новую, ещё лучше этой! Окончательная отделка и снаряжение в плавание намечаю на следующий год.

Фотографии процесса


Счастливый поцыэнтъ и его галюцинацыя

За одно долгими летними вечерами была запилина вот эта системка (смтреть через MS Internet Explorer) - http://cibersystem.ru/ametist_demo/

X